К признакам команды относятся:

1. Эффективное конструктивное межличностное взаимодействие. Это взаимодействие учитывает следующие параметры командной работы: психологическое (интеллектуальное, эмоциональное и волевое) единство и подготовленность или сработанность - степень обучения взаимодействию в результате опыта, имеющегося о качествах и возможностях членов группы. Пара сработалась, если партнеры хотят и могут работать вместе. Сработанность опосредована деятельностью, поэтому для выполнения разных заданий следует подбирать разные по составу группы, так как конкретная выполняемая задача будет способствовать срабатываемости членов команды через те качества, которые необходимы для ее выполнения.

2. Профессионализм каждого сотрудника. В команду привлекаются люди, имеющие соответствующую квалификацию, то есть способные решать те задачи, для поиска решения которых создается команда.

3. Автономность и самоуправляемость деятельности. Решения в команде принимаются на основании разделяемого членами команды видения ситуации и согласованных действий. Команда самостоятельно вырабатывает регуляторы своей деятельности - правила и процедуры обсуждения проблем и способы решения текущих задач. Коллективную ответственность за успех деятельности команда несет перед организацией, индивидуально каждый участник отвечает перед командой.

4. Способность согласованно работать на общий результат. Так реализуется один из принципов управления: приоритет коллективного над индивидуальным. Это способность быть частью целого, определяющей, наряду с остальными частями, общее функционирование этого целого.

5. Нефиксированное, гибкое и мобильное распределение функций между членами команды. Каждый член команды включен в ее функционально-ролевую структуру, при этом роли в команде могут быть перераспределены полностью или частично с учетом наличной ситуации, смены текущей деятельности или форс-мажорных обстоятельств. Например, в составе бригады МЧС имеется несколько медиков, но первую медицинскую помощь на качественном уровне может оказать любой член бригады.

6. Общий успех и коллективная ответственность за неудачи. Как при оценке собственного вклада в совместную деятельность, так и при оценке общекомандной деятельности важно принимать во внимание следующий факт: именно действия членов команды обеспечивают как высокую, так и низкую эффективность решения общекомандных задач. В этой связи каждый член команды несет ответственность за то, что происходит с командой.

7. Позитивное мышление, как следствие, ориентация на общий успех. С психологической точки зрения позитивность включает в себя как способность к позитивному восприятию жизни в целом (что проявляется, например, в таких качествах как уверенность в себе и оптимизм), так и позитивное отношение к людям, их намерениям и возможностям.

Образование команды ориентировано на следующие принципы:

1. Добровольность вхождения в команду. В ее состав может быть включен кандидат, добровольно изъявивший готовность войти в состав команды на основе осведомленности и понимания всех условий ее деятельности.

2. Коллективное исполнение работы. Каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не ту, что он обычно исполнял по заданию административного начальства.

3. Коллективная ответственность. Вся команда теряет в доверии, стимулировании, в общественном признании, если задание не выполнено по вине любого члена команды.

4. Ориентированность оплаты труда на конечный результат общекомандной работы. Все члены команды, независимо от занимаемых должностей, приобретают если команда в целом работает эффективно, и теряют, если команда не достигла результата.

5. Достойная значимость стимулирования команды за конечный результат. Руководство должно обладать информацией о стимулах, значимых для кандидатов в члены команды. На основании этой информации составляется «фонд стимулирования». В качестве стимулов могут выступать как деньги, так и другие способы поощрения, основанные на хобби, амбициях и предпочтениях кандидатов.

6. Автономное самоуправление команды. Деятельностью команды управляет ее руководитель, а не административное руководство организации.

7. Повышенная исполнительская дисциплина. Каждый член команды отвечает за конечный общекомандный результат. Данный принцип добровольно принимается каждым членом команды.


Назад к блогу