Согласно данной технике есть две основные оси: действия, совершаемые и не совершаемые - Сделаю-Не сделаю (ось абсцисс); и возможный результат, который вы получите в ходе данного действия - Получу-Не получу (ось ординат), которые делят плоскость на 4 варианта развития, каждый из которых содержит вопросы, позволяющие рассмотреть ситуацию с разных сторон:

В основе техники четыре сектора - четыре вопроса, на которые вы должны ответить принимая те или иные решения:
- Что я получу, если сделаю?
- Что я потеряю, если сделаю?
- Что я потеряю, если НЕ сделаю?
- Что я получу, если НЕ сделаю?

На самом деле, формулировки вопросов могут быть близки вышеупомянутым вопросам и зависят они от решения, которое вы принимаете.

Например, более абстрактным вариантом являются вопросы:
- Что будет, если…?
- Чего НЕ будет, если…?
- Чего НЕ будет, если НЕ …?
- Что будет, если НЕ …?

Надо отметить, что самые первые формулировки лучше мотивируют, поскольку относятся непосредственно к тому, кто принимает решение.

Обычно данная техника принятия решений применяется для решения полярных ситуаций: ДА или НЕТ, БЫТЬ или НЕ БЫТЬ. Это может быть вопрос принятия нового сотрудника, инвестирования обучения сотрудников, ротации кадров или личный вопрос.

Вопросы, которые находятся в каждом секторе позволяют выявить различные аспекты ситуации, и посмотреть на ситуацию под разными углами. Поэтому техника позволяет прояснить ситуацию и сделать решение более взвешенным. Часто на этапе анализа уже приходит понимание, какой вариант стоит выбрать, или, по крайней мере, ситуация становится видна более отчетливо.

При использовании данной техники необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Ищите «позитивное» в каждом секторе ответов, ищите то, что для вас важно: «что будет» хорошего и мотивирующего, «что я потеряю» из того, что важно для компании и для её сотрудников.
- Не переформулируйте ваши варианты ответов на каждый вопрос по мере того, как будете отвечать на вопросы в других секторах. Если вы что-то можете получить, сделав намеченное, то не стоит вписывать в противоположный квадрант, что вы потеряете такую возможность, если намеченное НЕ сделаете.
- Данные вопросы как раз тем самым позволяют по-новому взглянуть на ситуацию и подумать о вариантах, которые ранее не приходили в голову.
- Если вы желаете получить конкретный результат, необходимо использовать ответы в качестве критериев и провести оценку эффективности вариантов.

Некоторые руководители, использующие данную технику, взвешивают каждый пункт ответов в соответствии с тем, какой результат он дает, но как раз из-за этого самого соблазна часто бывает нелегко составить адекватную картину, поддающуюся оценке.


РАЗБЕРЕМ НА ПРИМЕРЕ

В качестве примера рассмотрим ситуацию решения вопроса «Стоит ли оставить руководителя отдела, который профессионал в своей сфере, но не справляется с функциями лидера и руководителя?»

При использовании данной техники корректно сформулировать такие вопросы, чтобы можно было отвечать на них просто и удобно. Проще всего начинать с первого сектора (то есть правого верхнего), потому что это именно то направление мыслей, которое первым возникает в голове.


Что я получу, если НЕ оставлю руководителя отдела?

- Возможность создать новую эффективную команду

- Более инициативного руководителя отдела

- Позитив и определенность в команде


Что я получу, если оставлю руководителя отдела?

- Поддержание стабильности в отделе

- Сформированные связи в отделе и связи с другими отделами

- Отсутствие затрат за кадровые перемены


Что я потеряю, если НЕ оставлю руководителя отдела?

- Действующие связи и коммуникации

- Время на подбор и адаптацию нового руководителя отдела

- Уверенность некоторых сотрудников в стабильности


Что я потеряю, если оставлю руководителя отдела?

- Возможную прибыль

- Развитие отдела и новые коммуникации в отделе

- Других сотрудников, которые не готовы работать с данным руководителем отдела

Возможен вариант, при котором в процессе построения декартовых координат решение не определилось. В данном случае вы можете из каждого пункта выделить критерии, выстроить их иерархию и использовать их для оценки альтернатив при принятии конечного решения.


Например, в вышеуказанных нами пунктах можно выделить следующие критерии:

- Поддержание стабильности в отделе: СТАБИЛЬНОСТЬ

- Сформированные связи в отделе и связи с другими отделами: КОММУНИКАЦИИ

- Отсутствие затрат за кадровые перемены: РАСХОДЫ

- Возможную прибыль: ДЕНЬГИ

- Развитие отдела и новые коммуникации в отделе: РАЗВИТИЕ

- Других сотрудников, которые не готовы работать с данным руководителем отдела: КАДРЫ

- Возможность создать новую эффективную команду: КОМАНДА

- Более инициативного руководителя отдела: ИНИЦИАТИВА

- Позитив и определенность в команде: ПОЗИТИВ

- Действующие связи и коммуникации: КОММУНИКАЦИИ

- Время на подбор и адаптацию нового руководителя отдела: КАДРЫ

- Уверенность некоторых сотрудников в стабильности: СТАБИЛЬНОСТЬ


Выделив основные, наиболее важные пункты мы можем провести их ранжирование и посмотреть с каким решением связаны идеи, которые будут во главе списка, и склониться к данному решению. Следует отметить, что предложенную систему ранжирования лучше использовать, если вы рассматриваете два альтернативных варианта вопросов, например: Стоит ли оставить руководителя отдела? И провести ли ротацию среди руководителей отделов?

Данная техника «Декартовы координаты» является отличным инструментом не только при принятии решений, но и при анализе текущей ситуации и выявлении скрытых факторов, воздействующих на результат.

Назад к блогу